Бурят-монголы
eng | мон

Альтернативные этнонимы: буриат, бурийат, бурийад, буряад, баряад, бурят, бырааскай, быраат, бырат, пырат, брат, братские калмыки.

Современные бурят-монголы – коренное монголоязычное население Пред- и Забайкалья. В пределах РФ локализуются в Республике Бурятия, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе Иркутской области и Агинском Бурятском автономном округе Читинской области. Живут также в некоторых других районах этих областей (Михайлов, 1998). Помимо РФ буряты проживают в Казахстане и других странах СНГ, на севере Монголии (Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education) и небольшими группами на северо-востоке КНР (Михайлов, 1998).

Считается, что этноним «бурят» (бурийад) впервые упоминается в «Сокровенном сказании монголов» (1240). Однако имеет ли этот этноним отношение к современным бурят-монголам неизвестно. Этимология этнонима имеет различные версии, которые можно разделить на более и менее вероятные:
1. От «бури» (монг. возм. из тюрк.) – волк, предполагает тотемный характер этнонима (Цыдендамбаев, 1972). По всей вероятности слово бури было табуировано в монгольских языках, в результате, чего впоследствии стало применяться другое – чоно (шоно, чино, чон). Наиболее вероятная версия;
2. От «буриха» (монг.) - уклоняться (Санжеев, 1983). По всей вероятности народная этимология;
3. От термина «буру-т» (монг.) – неправильный, неверный, (иногда) предатель. Под бурутами монгольские группы подразумевали кыргызов, исповедующих ислам, поэтому использование этого термина для обозначения северных монгольских групп, бывших шаманистами и буддистами, как и все остальные монголы, маловероятно. По всей видимости народная этимология;
4. От «бургут», в качестве фонетического варианта этнонима бургут-бурут (Банзаров, 1997). Бvргvд – беркуты, соколы (совр. калм.), к сожалению нам неизвестно о наличии этого слова других монгольских языках (халх., бур.), возможно заимствование из тюркских языков. В этом случае как и в случае с «бури», этноним носит тотемный характер, однако переход бургут(бvргvд)-бурут-???-бурийат вызывает сомнения;
5. От «бураа-д», что означает «лесные племена» (Зориктуев, 1996).
Помимо этих высказывались также мнения о возможности происхождения этнонима:
6. От «бурийа» - циновка, мат, тростник, камыш (перс.) (Митрошкина, 1995);
7. От слова «брат» (рус.). Еще более маловероятная версия, рожденная, по всей видимости, ошибками в толковании некоторых русских летописей.
Множественность толкований наводит на мысль о том, что подлинный смысл этнонима в современных монгольских языках возможно утерян.

Численность бурят-монгол в:
России – 417 400 чел. на 1989 г., в т.ч. Бурятия – 249 500, Иркутской области – 77 300, из них 49 300 в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, Читинской области – 66 600, из них в Агинском Бурятском автономном округе – 42 300 тыс. чел., в других районах РФ - 24 000, в т.ч. в Москве – 1 500, Санкт-Петербурге - 1000 чел., источник: Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education; 445 000 чел. по переписи 2002 г., источник: бюллетень "Население и общество" Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН;
Казахстане – 1 200 чел. на 1989 г., источник: Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education;
других странах СНГ – 2 500 чел. на 1989 г., источник: Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education;
Монголии – 34 700 чел. на 1989 г., источник: Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education; 70 000 чел., источник: Михайлов (1998);
Китае - 25 000 чел., источник: Михайлов (1998).

В настоящее время основная часть бурят-монгол проживает в РФ. Республика Бурятия признается Конституцией РФ государством в составе федерации. Усть-Ордынский и Агинский автономные округа являются субъектами федерации, статус которых определяется Конституцией РФ и уставом автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. Конституцией РФ утверждается равноправие всех субъектов РФ, при этом отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.
Каждый субъект РФ имеет по 2 представителя (по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти) в Совете Федерации (Конституция РФ, 1991), палате Федерального Собрания. Кроме того, субъекты РФ имеют представителя в Государственной Думе, второй палате Федерального Собрания. Федеральное Собрание – парламент РФ является представительным и законодательным органом РФ.

Бурят-монголы говорят на бурятском языке монгольской группы алтайской языковой семьи. В свою очередь бурятский язык состоит из 15 диалектов (Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education), некоторые из которых различаются довольно значительно. Как и все остальные монголы, бурят-монголы пользовались письменностью на основе уйгурской графики. Большая часть бурят-монгол (забайкальские) пользовалась этой письменностью до 1930 г., с 1931 г. - письменностью на основе латинской графики, а с 1939 г. - на основе русской графики (Михайлов, 1998). В основу современного литературного языка был положен хоринский диалект.

Для бурят, как и для всех других монгол традиционным являлся комплекс верований, условно обозначаемый термином шаманизм и/или т.н. тенгрианство, на монгольском языке он носил название «хара шашин» (черная вера). С кон. XVI в. широкое распространение получил тибетский буддизм (ламаизм) школы гелугпа или «шара шашин» (желтая вера), впитавший частично добуддийские верования. Особенностью распространения буддизма на бурят-монгольских территориях являлся больший удельный вес шаманских воззрений, по сравнению с другими территориями, населенными монголами.
Распространение христианства у бурят-монгол началось вместе с появлением первых русских поселенцев (Михайлов, 1998). Иркутская епархия, созданная в 1727 г., широко развернула миссионерскую работу. Христианизация усилилась во 2-й пол. XIX в. В начале XX в. в Бурятии функционировали 41 миссионерский стан, десятки миссионерских школ. Наибольших успехов христианство добилось у западных бурят. Это проявилось в том, что у западных бурят получили распространение христианские праздники: Новый год (Рождество), Пасха, Ильин день и др. Несмотря на поверхностную христианизацию, западные буряты оставались шаманистами, а забайкальские - буддистами.
Ко времени прихода русских в Забайкалье уже имелись буддийские кумирни (дуганы) и служители культа (ламы). В 1741 буддизм (в форме тибетской школы Гелугпа) признан одной из офиц. религий в России. Тогда же был построен первый бурятский стационарный монастырь - Тамчинский (Гусиноозёрский) дацан. С утверждением буддизма в крае связано распространение письменности и грамоты, развитие науки, литературы, искусства, зодчества, ремёсел и народных промыслов. Он стал важным фактором формирования образа жизни, национальной психологии и нравственности. 2-я пол. XIX - нач. XX вв. - период бурного расцвета бурятского буддизма. В дацанах работали богословские школы; здесь занимались книгопечатанием, различными видами прикладного искусства; развивались богословие, наука, переводческо-издательское дело, художественная литература. В 1914 в Бурятии насчитывалось 48 дацанов с 16 000 лам. Дацаны и постройки при них - важнейшие обществ. сооружения у бурят. Общий их облик - пирамидальный, воспроизводящий форму священной горы Сумер (Меру). Буддийские ступы (субурганы) и часовни (бумханы), сооружавшиеся из брёвен, камней и досок, размещались на вершинах или склонах гор, холмов, доминирующих над окружающей местностью. Бурятское буддийское духовенство активно участвовало в национально-освободительном движении. К кон. 1930-х гг. Бурятская буддийская церковь перестала существовать, все дацаны были закрыты и разграблены. Лишь в 1946 были заново открыты 2 дацана: Иволгинский и Агинский. Подлинное возрождение буддизма в Бурятии началось со 2-й половины 80-х гг. Восстановлены более 2-х десятков старых дацанов, ведётся подготовка лам в Буддийских академиях Монголии и Бурятии, восстановлен институт молодых послушников при монастырях. Буддизм стал одним из факторов национальной консолидации и духовного возрождения бурят-монгол. Со 2-й пол. 1980-х гг. началось также возрождение шаманизма (Михайлов, 1998).

Фото

Исторический обзор

Этнографический обзор

Исторические карты | Расселение в РФ | Расселение в Монголии | Расселение в Китае



ЛИТЕРАТУРА

Банзаров Д. Собрание сочинений. - Улан-Удэ, 1997. цитировано по Нанзатову, 2004.
Зориктуев Б.Р. О происхождении и семантике этнонима бурят // Монголо-бурятские этнонимы. - Улан-Удэ, 1996. цитировано по Нанзатову, 2004.
Конституция РФ. – Москва: Издательская группа ИНФРА•М-Норма, 1991.
Михайлов Т.М. Буряты // Народы и религии мира. Энциклопедия. Главный редактор В.А. Тишков. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1998.
Сокровенное сказание монголов: Анонимная монгольская хроника 1240 г. Элиста: Калмкнигоиздат, 1990.
Митрошкина А.Г. К этимологии этнонима бурят // Проблемы бурятской филологии и культуры. - Иркутск, 1995. цитировано по Нанзатову, 2004.
Нанзатов Б.З. К этногенезу бурят по материалам этнонимии. 2004 // http://www.kyrgyz.ru/?page=230
Санжеев Г.Д. Некоторые вопросы этнонимики и древней истории монгольских народов // Этнические и историко-культурные связи монгольских народов. - Улан-Удэ, 1983. цитировано по Нанзатову, 2004.
Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. - Улан-Удэ, 1972. цитировано по Нанзатову, 2004.

В случае, если Вы располагаете более полной информацией о бурят-монголах просьба присылать ее на адрес указанный в "контакте".


Ссылки по теме:

Сайт бурятского народа

газета "ИнформПолис"


на главную



Hosted by uCoz